Православный календарь

Сегодня 18 января 2021 г. ( 5 января ст.ст.), понедельник.
Строгий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского и мч. Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской. Прп. Симеона Псково-Печерского. Прор. Михея. Прп. Аполлинарии. Прп. Фостирия. Прп. Мины. Прп. Григория Акритского. Сщмч. Андрея пресвитера. Мч. Иосифа и с ним 37-ми мучеников. Мц. Евгении. Сщмч. Сергия пресвитера. Мч. Матфея.


Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

14 октября 2020 года в Православной церкви отмечают праздник Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот праздничный день настоятель Свято-Никольского храма города Новосиль совершил праздничную Литургию.  По окончании  Богослужения настоятель поздравил всех прихожан и клириков с праздником и пожелал чтобы Пресвятая Богородица всегда оберегала своим покровом во всех богоугодных делах и защищала от бед и напастий.

Фото Вконтакте и Одноклассники

Празд­ник По­кро­ва – один из са­мых по­чи­та­е­мых на Ру­си, о чем сви­де­тель­ству­ет и ко­ли­че­ство По­кров­ских хра­мов, и ко­ли­че­ство лю­дей с «по­пов­ской» фа­ми­ли­ей По­кров­ский (до се­ре­ди­ны XIX в. от­ли­чив­ши­е­ся вы­пуск­ни­ки ду­хов­ных се­ми­на­рий по­лу­ча­ли фа­ми­лии в честь са­мых глав­ных празд­ни­ков). В то же вре­мя мно­гие пло­хо пред­став­ля­ют се­бе сам смысл тер­ми­на «по­кров», да и са­ма ис­то­рия празд­ни­ка всё ещё недо­ста­точ­но изу­че­на. Об­ра­тим­ся к ис­то­ри­че­ско­му со­бы­тию, тра­ди­ци­он­но ле­жа­ще­му в его ос­но­ве.

В X сто­ле­тии Ви­зан­тий­ская им­пе­рия, тес­ни­мая сво­и­ми энер­гич­ны­ми во­сточ­ны­ми со­се­дя­ми, вновь ока­за­лась на гра­ни ги­бе­ли. Кон­стан­ти­но­поль вне­зап­но был оса­жден "вар­ва­ра­ми" (в том чис­ле и языч­ни­ка­ми-рос­са­ми), а гре­че­ское вой­ско не успе­ло вер­нуть­ся из даль­не­го по­хо­да. По­это­му от­ча­яв­шим­ся лю­дям оста­ва­лось лишь на­де­ять­ся на небес­ную по­мощь.

Во Влахерн­ском хра­ме, где хра­ни­лась бес­цен­ная ре­лик­вия – ри­за Бо­го­ма­те­ри и часть Её по­я­са, со­вер­ша­лось бес­пре­рыв­ное мо­ле­ние. Од­на­жды но­чью сто­яв­шие там Ан­дрей Юро­ди­вый и его ду­хов­ный уче­ник Епи­фа­ний удо­сто­и­лись чу­дес­но­го ви­де­ния. Неви­ди­мая для осталь­ных, яви­лась им "ве­ли­че­ствен­ная Же­на, иду­щая от цар­ских врат со страш­ною сви­тою, из ко­то­рой чест­ный Пред­те­ча и Сын Гро­ма [апо­стол Иоанн Бо­го­слов] под­дер­жи­ва­ли Ее сво­и­ми ру­ка­ми... Пре­кло­нив ко­ле­ни, Она дол­го мо­ли­лась, об­ли­вая сле­за­ми Свое бо­го­вид­ное и пре­чи­стое ли­цо. ...По окон­ча­нии мо­лит­вы сня­ла с Се­бя на­по­до­бие мол­нии бли­став­шее по­кры­ва­ло (maphorion), ко­то­рое но­си­ла на пре­чи­стой гла­ве Сво­ей, и, дер­жа его с ве­ли­кой тор­же­ствен­но­стью Сво­и­ми пре­чи­сты­ми ру­ка­ми, рас­про­стер­ла над всем сто­я­щим на­ро­дом. Чу­дес­ные эти му­жи (Ан­дрей и Епи­фа­ний) до­воль­ное вре­мя смот­ре­ли на это рас­про­стёр­тое над на­ро­дом по­кры­ва­ло и бли­став­шую на­по­до­бие мол­нии сла­ву Гос­под­ню; и до­ко­ле бы­ла там Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, ви­ди­мо бы­ло и по­кры­ва­ло. По от­ше­ствии же Её, сде­ла­лось и оно неви­ди­мо. Но, взяв его с со­бою, Она оста­ви­ла бла­го­дать быв­шим там".

Это бы­ло зна­ком на­деж­ды на спа­се­ние. Дей­стви­тель­но, вско­ре устра­шен­ные необъ­яс­ни­мы­ми небес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми вар­ва­ры сня­ли оса­ду и в стра­хе бе­жа­ли. Со­бы­тие это да­ти­ру­ет­ся при­бли­зи­тель­но 930 го­дом.

На Ру­си ис­то­ри­че­ски кон­крет­ный смысл "по­кро­ва-за­щи­ты" жи­те­лей Кон­стан­ти­но­по­ля неиз­ме­ри­мо рас­ши­рил­ся, и он стал вос­при­ни­мать­ся как "По­кров Бо­го­ма­те­ри над Рус­ской зем­лей" – ме­стом осо­бо­го по­чи­та­ния Ца­ри­цы Небес­ной.

Сам празд­ник По­кро­ва по­явил­ся на на­шей зем­ле, ве­ро­ят­но, в XII в. При этом счи­та­ет­ся (но те­перь это под­вер­га­ет­ся со­мне­нию), что пер­вым По­кров­ским хра­мом стал ше­девр древ­не­рус­ской ар­хи­тек­ту­ры – зна­ме­ни­тый храм По­кро­ва на Нер­ли.

Во­об­ще же ка­лен­дар­ная ис­то­рия празд­ни­ка до сих пор недо­ста­точ­но ис­сле­до­ва­на, хо­тя су­ще­ству­ет нема­ло ра­бот. Тем не ме­нее, яс­но, что тра­ди­ци­он­ная (и гор­де­ли­вая!) точ­ка зре­ния на то, что это "чи­сто рус­ский празд­ник", ос­но­ван­ный Ан­дре­ем Бо­го­люб­ским и неве­до­мый гре­кам и дру­гим хри­сти­а­нам, – оши­боч­на.

До­ста­точ­но вспом­нить об об­сто­я­тель­ствах по­яв­ле­ния пер­во­го – и един­ствен­но доз­во­лен­но­го цер­ков­ным уста­вом! – ака­фи­ста "Взбран­ной Во­е­во­де..." Этот ше­девр цер­ков­ной по­э­зии ино­гда при­пи­сы­ва­ет­ся св. Ро­ма­ну Слад­ко­пев­цу, жив­ше­му еще в VI ве­ке; по­это­му он и изо­бра­жа­ет­ся на неко­то­рых ико­нах По­кро­ва. Уче­ные ука­зы­ва­ют на по­чи­та­ние в ви­зан­тий­ской тра­ди­ции ма­фо­ри­о­на, го­лов­но­го по­кры­ва­ла Пре­свя­той Де­вы, и пред­по­ла­га­ют, что да­же са­ма да­та празд­но­ва­ния По­кро­ва бы­ла при­вя­за­на ко дню па­мя­ти Ро­ма­на Слад­ко­пев­ца, вос­пев­ше­го Бо­го­ма­терь (а не на­обо­рот!). Да и служ­ба на По­кров име­ет сход­ство с бо­го­слу­же­ни­ем на празд­ник По­ло­же­ния ри­зы Бо­го­ро­ди­цы во Влахерн­ском хра­ме (2/15 июля) и с тек­стом ака­фи­ста Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Гре­ки и за­пад­ные хри­сти­ане то­же про­слав­ля­ют Бо­го­ро­ди­цу как свою За­щит­ни­цу и По­кро­ви­тель­ни­цу (бы­ло бы стран­но в этом со­мне­вать­ся!) вне за­ви­си­мо­сти от еди­нич­но­го и ло­каль­но­го кон­стан­ти­но­поль­ско­го со­бы­тия X сто­ле­тии. Об­щий для всех хри­сти­ан­ских на­ро­дов смысл празд­ни­ка – ми­ло­серд­ная за­щи­та Бо­го­ро­ди­цей лю­дей, го­ро­да, стра­ны – вы­ра­зи­лась у нас в сим­во­ле По­кро­ва, у гре­ков – в сим­во­ле Ске­пе (За­щи­та, При­кры­тие), у ка­то­ли­ков – в сим­во­ле Pallium’а, т. е. Пла­ща Бо­го­ро­ди­цы.

У мно­гих воз­ни­ка­ет во­прос: что же Бо­го­ма­терь рас­про­стёр­ла над на­ро­дом? На неко­то­рых ико­нах мож­но ви­деть длин­ную уз­кую лен­ту. Неуже­ли это ар­хи­ерей­ский омо­фор?

К со­жа­ле­нию, эта гру­бая ошиб­ка до сих пор ти­ра­жи­ру­ет­ся не толь­ко в ико­но­гра­фии празд­ни­ка, но и удер­жи­ва­ет­ся в бо­го­слу­жеб­ных текстах ("по­крый нас Сво­им омо­фо­ром" и др.). Бо­жия Ма­терь – не епи­скоп и тем бо­лее не дья­кон, тор­же­ствен­но но­ся­щий на под­ня­тых ру­ках омо­фор в опре­де­лен­ные мо­мен­ты ар­хи­ерей­ской Ли­тур­гии. В гре­че­ском тек­сте жи­тия сто­ит сло­во ма­фо­ри­он; это – боль­шой жен­ский пла­ток-по­кры­ва­ло, за­кры­ва­ю­щий го­ло­ву, пле­чи и спус­ка­ю­щий­ся вниз.

Про­стой рус­ский на­род, не слиш­ком обре­ме­ня­ю­щий се­бя зна­ни­я­ми, пе­ре­осмыс­лил "по­кров", став­ший ка­лен­дар­ной ве­хой, как нель­зя бо­лее праг­ма­тич­но. Это вре­мя сва­деб, пер­вое за­зи­мье. "Ба­тюш­ка По­кров, по­крой мать сы­ру зем­лю и ме­ня мо­ло­ду! Бел снег зем­лю при­кры­ва­ет: не ме­ня-ль мо­ло­ду, за­муж сна­ря­жа­ет? Ба­тюш­ка По­кров, по­крой зем­лю снеж­ком, а ме­ня, мо­ло­ду, же­ниш­ком!" – при­пе­ва­ют ис­то­мив­ши­е­ся крас­ные де­ви­цы. По­нять их мож­но, осо­бен­но сей­час. Же­ла­ем не от­ча­и­вать­ся и ждать сво­е­го до­стой­но­го суже­но­го. Быть мо­жет, он еще по­явит­ся в "кре­щен­ский ве­че­рок"?

 Юрий Ива­но­вич Ру­бан,
кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских на­ук, кан­ди­дат бо­го­сло­вия

Информационный отдел Новосильского Благочиния.

← Все новости